В прошлой статье мы говорили о первых шагах, которые стоит предпринять, когда все ополчились против вас. В этой поговорим о более сложных и более полезных шагах, которые могут действительно что-то поменять.
Перед тем, как переходить к сути вопроса, я еще раз напомню, что никакие действия по PR не помогут вам спастись от проблем, если у вас есть серьезные нарушения, которые вы не устраняете. Вам в любом случае придется расплатиться с кредиторами, вам в любом случае придется устранить «косяки» в корпоративном устройстве, или заплатить ваши налоги. Другой вопрос, что так у вас появляется шанс это сделать.
Хорошо, давайте все-таки поговорим о спасательном круге PR. Если вы сделали все что было описано в прошлой статье и уже написали несколько статей, отправили их в разные СМИ и начали получать публикации, самое важное сейчас — ПРОДОЛЖАТЬ ЭТО ДЕЛАТЬ! Ни в коем случае не снижайте напор. Продолжайте писать и публиковать статьи, чтобы насытить собой информационное пространство.
Что вам нужно сделать теперь, так это посмотреть от кого зависит ваше текущее положение и начать наводить мосты с этими людьми или организациями. И под «наводить мосты» я не имею в виду взятки. Просто общение. Вам надо продолжать общаться и демонстрировать, что вы живой человек и с вами можно взаимодействовать.
Как это делать? Например, к вам есть вопросы от кредиторов. Вы должны двум банкам и одному частному инвестору. Так вот, хоть это и очень неприятно, но надо сделать над собой усилие и начать брать трубки от этих людей и общаться с ними. Гораздо лучше будет честно говорить «Сейчас денег нет, но как только будут — я вам отправлю», чем не брать трубку и всячески их игнорировать. Возможно это звучит банально, но от того что вы не берете трубки, проблема не исчезает, а становится только больше.
Еще раз, я понимаю что это неприятно. Но как говорил философ Л. Рон Хаббард «Человек настолько жив, насколько он может общаться». И уклоняясь от общения, пусть даже неприятного, вы делаете себя по сути менее живым и способным справляться с жизнью.
Но конечно этим все не ограничивается. Если вы должны кредитору, свяжитесь с ним сами и расскажите о своих планах и успехах. «Добрый день. Денег пока нет, но я сейчас работаю над … решил вам сказать, на случай если вам интересны такие проекты».
Звучит странно? Никто так не делает? Я вас удивлю! Те кто так делают, остаются на плаву и выходят из кризиса. Представьте, что у вас есть два должника - один ваш друг, которого вы уважаете и с которым регулярно играете в футбол или даже делаете какие-то дела. А второй малознакомый человек, который постоянно прячется от вас. К кому вы будете лучше относиться и кому с большей вероятностью дадите отсрочку?
Идем дальше. Найдите людей, которые оказываю влияние на ваших кредиторов. Мэр города, известный актер, возможно какой-то крупный бизнесмен. Свяжитесь с ними, познакомьтесь, расскажите о себе и поищите точки пересечения. С кем-то найдете, с кем-то нет. Не страшно. Главное продолжать общаться и искать друзей. Рано или поздно вы их найдете, если будете делать это на регулярной основе.
Есть одна «фишка», которая может вам сильно упростить поиск новых друзей и нахождение поддержки от нужных людей. Поинтересуйтесь чем занимается и увлекается человек, а после спросите «Чем я могу вам помочь?» Тут есть очень важное условие — вы должны предлагать ту помощь, которую готовы оказать, и если вы пообещали — надо выполнить обещание. И пара важных нюансов:
1. Не надо расчитывать на ответную услугу. То есть просто помогите человеку без обязательств с его стороны. Так вы отсеете тех, кто хочет «дружить за деньги» от тех, кто просто готов дружить с вами и поддерживать. Растратьте первых и держитесь за вторых.
2. Не превращайте помощь во взятку. То есть речь идет именно о небольшой услуге, типа найти нужный контакт, познакомить с кем-то, выручить помещением для проведения переговоров или другая полезная мелочь. Если помощь подразумевает затраты — предложите человеку покрыть их.
Приведу пример. У меня есть друг, который занимается подбором автомобилей. Он очень хорош в этом, и когда его попросили найти машину, он нашел ее на 1/5 дешевле рыночной стоимости для нас, как для друзей. Но в итоговую стоимость включил затраты на поиск — билеты, гостиницу, питание. Хотя он и взял деньги за расходы, он все-таки оказал услугу, и притом хорошую услугу . К кому я отправлю своих друзей, партнеров и просто людей, которые захотят найти себе новый автомобиль? Правильно.
Если вы сможете найти в себе силы для описанного выше, параллельно продолжая публиковать хорошие новости или интересные статьи про себя или свою компанию, уверяю вас, очень скоро вы обзаведетесь достаточным количеством друзей, чтобы как минимум снизить градус атак. А если вы будете особенно успешны в выполнении приведенных выше рекомендаций, то, возможно, это и вовсе разрешит все ваши проблемы.
Так что да, PR может стать спасательным кругом в тяжелой ситуации. Главное правильно этот круг использовать.
Артем Кузнецов
Общественная редакция в Пскове
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.