В обществе существует устоявшееся представление о важности критического мышления. Но если этот термин понимается неверно, то партнер или сотрудник с таким «мышлением» может доставить много проблем, и даже разрушить организацию.
Считается, что критическое мышление должно быть у здравомыслящего человека. Также считается, что без него, человек обязательно станет жертвой разного рода обмана и пропаганды. Но если оно у вас есть, вы практически неуязвимы для мошенников, разного рода пропагандистов и обманщиков.
Красивая теория и где-то даже верная. Но есть очень важный нюанс, который надо знать, видеть и различать. Возможно, в какой-то момент выражение было понято неправильно, или кем-то намерено искажено, но в итоге, вместо способности мыслить критически, стала восхваляться идея «нельзя ни в чем быть уверенным».
Так вот это не имеет ничего общего с критическим мышлением. И это не только не поможет вам, но приведет в очень плохое состояние и может даже разрушить вашу жизнь!
Давайте разберемся в терминах:
«Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения».
Например: Вася вырос в семье, в которой активно продвигалась идея «богатые люди – преступники». Обладая критическим мышлением, Вася может поставить под сомнение то что он слышал, и сравнить это с фактами из жизни. Возможно, он придет к выводу, что это утверждение не является всегда верным, и богатые люди бывают разными.
Но есть другое значение близкого слова критичный: «склонный к порицанию, к отысканию недостатков».
И это совсем другая история. Тут Вася не проверяет, то, что ему сказали практикой или наблюдениями. Вася не соотносит свои идеи с реальностью, чтобы убедиться в их правильности, или пересмотреть их. Нет. Вася просто отыскивает недостатки и критикует все, до чего может дотянуться. А в ответ на справедливый гнев говорит «У меня критическое мышление, я не просто не подвержен пропаганде»
Дальше такой вот критичный Вася, чтобы доказать свою правоту и обосновать свой подход к жизни, навязывает другим людям идею, что они ВСЕГДА должны сомневаться в своем мировоззрении, выводах и оценках, ведь только тогда они будут «умными» и «рациональными». Нет, ни к уму ни к рациональности это не имеет никакого отношения.
Зачем вам это знать в контексте PR и управления? Очень просто. Человек стабилен настолько, насколько стабильна его уверенность в жизни. Это включает в себя уверенность человека в том, что он любит жену, а жена любит его. В том, что его работа приносит пользу людям. В том, что его друг всегда поддержит и не выдаст. В том, что 21-го числа будет зарплата, и в том, что земля круглая, что за ночью будет день, а за зимой - весна.
Посмотрите, что будет с условным Гришей, если вдруг его предприятие закроют и ему перестанут платить зарплату? Он будет в шоке! Он будет растерян! Потому что он больше не уверен в своей жизни. Возможно, он хороший специалист, и ему не проблема найти работу даже с большей зарплатой и лучшими условиями. Возможно, он оправится от шока и найдет ее через день. Но первая реакция будет именно шок и пройдет этот шок только в тот момент, когда Гриша решит найти новую работу и обретет уверенность в том, что он ее найдет.
Как он будет вести себя, пока будет в замешательстве? Вряд ли очень эффективно. Как точно подметил философ Л. Рон Хаббард «Замешательство – это основная причина глупости. Глупому человеку все вещи, кроме очень простых, кажутся запутанными». И действительно, для Гриши в момент замешательства будут понятны только какие-то совсем очевидные вещи.
А теперь представьте, что кто-то из критичных товарищей, которые ни в чем не уверены и все критикуют «продают» Васе идею, что ни в чем нельзя быть уверенным. Теперь Вася не уверен, что любит жену, да и что жена его любит – тоже. Все, его брак полетел в пропасть. Потом Вася посмотрел на детей и засомневался - а его ли это дети? А хорошие ли они? А стоит ли им вообще жить в этом жестоком мире? Теперь и семья летит в ту же бездну.
Вася чувствует себя уже очень плохо, и его неуверенность усиливается – теперь он сомневается, что является профессионалом, что его работа вообще кому-то нужна и что в его жизни был хоть какой-то смысл.
И на последней стадии он приходит к тому, что начинает верить в плоскую Землю, и прочие замечательные вещи. И вся «шутка» в том, что он придет к тому, от чего пытался уйти – он станет одной из самых податливых жертв пропагандистов, ведь у него нет собственной уверенности в чем-то и его можно легко направить в любую сторону.
Если мы говорим о жизни отдельного человека – это личная трагедия и грустная история. Но когда речь заходит о PR-щике или маркетологе – это катастрофа! Основную часть времени они работают с идеями и их задача – формировать общественное мнение. В основном это создание каких-то идей, их развитие и донесение до нужной аудитории. Тут очень мало физических объектов, и вам нужна очень хорошая уверенность в себе и ясность мысли, чтобы воплощать в жизнь большие и длительные кампании.
Человек, который сомневается во всем не сможет реализовать программу длинной в год. Он может ее спланировать, начать выполнять, но потом он задумается «А вдруг я не прав? А вдруг надо иначе?» И речь не про то, чтобы улучшить или поправить что-то. Не про пересмотр отдельных пунктов кампании и повышение ее эффективности. Речь про всю кампанию в целом. Этот человек будет атаковать вас «новыми идеями», так и не реализовав ни одну из них. Следовательно, все его действия будут бесполезны, ведь ни одна кампания не достигнет цели. Именно по этой причине подобные люди на постах PR-щика или маркетолога – это катастрофа.
Есть один хороший показатель, который может вам помочь понять кто перед вами – критик, который собирается разрушить вашу организацию жизнь, или человек с критическим мышлением, который нашел какие-то нестыковки в том, что увидел.
Человек с критическим мышлением постоянно развивается и растет, потому что ключевой объект его изучения – он сам. Он пересматривает свои взгляды, развивается и побуждает других людей пересмотреть что-то в их жизни, чтобы ее улучшить.
Критик постоянно рассказывает ВАМ про то, как ВЫ что-то неправильно понимаете, делаете или думаете. Откуда ему знать? Ой, ну у него критическое мышление, а вам ни в чем нельзя быть уверенным.
Вот такая тонкая грань между душевным здоровьем и бездной отчаяния. Где лучше? На мой взгляд – ответ очевиден. Поэтому будьте бдительны и не позволяйте замешательству в головах отдельных людей распространяться на вас и на вашу организацию.
Общественная редакция в Пскове
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.